Современные аспекты диагностики КИНК

Как известно, патогенез развития КИНК очень сложен и для изучения развившихся различных патофизиологических изменений в тканях нижних конечностей, нарушений гемостаза и всего гомеостаза в организме, обычно используют различные методы лабораторных исследований.

А.Г. Соколович (2000) при изучении состояния гемостаза начинал с проведения у больных скрининг-тестов - тромбоэластографии цельной крови и аутокоагуляционного теста. При этом было выявлено, что при КИНК тромбоэластографический индекс уменьшался на 53,4 %, что указывало на гиперкоагуляцию, а индекс агрегации эритроцитов увеличивался на 338 %. Такие изменения характерны для прогрессирующего ДВС крови. Кроме того, он изучал общую концентрацию фибриногена в крови, продуктов деградации фибриногена, определял толерантность плазмы к гепарину, концентрацию гепарина  в крови, содержание антитромбина III, фибринолитическую активность крови, содержание тромбоцитов, исследовал агрегационную функцию тромбоцитов. Все эти данные, как известно, являются показателями реологии крови больного и критериями для оценки тяжести его состояния.

Зная, что нарушение обмена липидов способствует появлению и прогрессированию атеросклероза в артериях различных магистральных бассейнов, Ю.Э. Восканян и др. (2000) в своей работе изучали причино-следственные взаимоотношения между динамикой липидного спектра крови и кислородным гомеостазом конечностей, проявлениями атеросклероза у больных с КИНК после артериальных реконструкций и у больных, которым по жизненным показаниям были произведены ампутации конечности по поводу прогрессирующей гангрены. В крови определяли содержание общего холестерина, холестерина липопротеидов низкой плотности, холестерина липопротеидов высокой плотности, триглицеридов, коэффициента атерогенности (липидного спектра) в течение раннего послеоперационного периода, через 12, 24 и 36 месяцев. Во время предоперационного обследования больных с КИНК им не выявлено достоверно значимых корреляций между высокими цифрами содержания в плазме крови общего холестерина и липопротеидов низкой плотности с низким уровнем РО2 в скелетной мускулатуре. Однако было отмечено, что липидный спектр крови при проведении антиагрегантной терапии поддерживается в пределах нозологической нормы в течение первых 12-24 месяцев в условиях нормобарической гипоксии конечностей после выполнения артериальных реконструкций по поводу КИНК. Через 36 месяцев после начала лечения, ее эффективность нивелируется, делая сопоставимыми изучавшиеся показатели после операций по шунтированию кровотока с таковыми в группах больных, в которых не выполнялись реконструктивные вмешательства.

При облитерирующем атеросклерозе высокое содержание перекисных липидов обнаруживается как в стенках артерий, так и в плазме крови, причем по данным A. Ledwozyw и соавт. (1986), существует прямая зависимость между тяжестью поражения артерий и концентрацией малонового диальдегида в крови. Предполагают, что причиной активации ПОЛ при атеросклерозе является антиоксидантная недостаточность вследствие алиментарных нарушений, курения и др., а также иммунные и микробные факторы, стимулирующие активность фагоцитов (В.С. Савельев с соавт., 1997; M.V. Tsapenko et al., 1994). А.А. Тарковский (1996) изучил содержание продуктов перекисного окисления липидов и антиоксидантной активности у больных с ХОЗАНК. Им выявлено, что во всех исследованных группах отмечается достоверное увеличение содержания продуктов ПОЛ и достоверное снижение ферментов АОЗ относительно нормальных величин. При этом максимальное содержание продуктов ПОЛ и минимальный показатель ферментов АОЗ наблюдались в группе больных с КИНК.

Касаясь инструментальных методов исследований, необходимо отметить, что в настоящее время имеется множество методов объективной оценки состояния магистрального кровотока при ХОЗАНК. К самым последним и современным методам относятся ультразвуковая допплерография, дуплексное сканирование, лазерная допплерофлоуметрия, рентгенконтрастная и дигитальная субтракционная ангиография, магнитно-резонансная ангиография (А.В. Гавриленко с соавт. 2003; I. Jeffrey et al., 1996).

Из наиболее распространенных неинвазивных методов диагностики ХОЗАНК, позволяющих разрешить перечисленные проблемы, ультразвуковая допплерография (УЗДГ) с измерением лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ) является наиболее точной, объективной, не имеет клинических и методических ограничений, обладает большой информативностью. Она также позволяет судить о состоянии регионарного кровотока, отличается простотой исполнения, атравматична и безвредна для больного, может быть использована как метод в выявлении нарушений регионарной гемодинамики и разработки информативных критериев для определения степени выраженности ишемии конечности (Б.Д. Савчук с соавт., 1988, Т.И. Шраер с соавт., 1989). У здорового человека ЛПИ всегда больше 1,0, снижение ЛПИ ниже 0,9 свидетельствует о наличии поражения сосудов нижних конечностей. Исключение составляют больные с тяжелым диабетом, у которых из-за кальциноза артерий могут определяться высокие цифры ЛПИ (А.В. Покровский, 2004).  В Российском консенсусе по диагностике и лечению пациентов с критической ишемией нижних конечностей (2002) приведены инструментальные показатели критической ишемии, которые можно получить с помощью УЗДГ: лодыжечное давление £ 50 мм рт.ст.; пальцевое давление £ 30-50 мм рт.ст.; ЛПИ £ 0,4. П.И. Корабельский (2000) при помощи УЗДГ предложил способ определения стадии ишемии нижней конечности при облитерирующем атеросклерозе сосудов, когда РСД на большеберцовых артериях не определяется, либо возможны ошибки в его определении из-за кальциноза артерий голени. Предлагаемый способ позволяет разделить вторую стадию ишемии на IIA и IIБ по классификации А.В. Покровского. А.В. Вырвыхвост с соавт. (1999) с помощью УЗДГ оптимизировал временной интервал для выполнения малых ампутаций и некрэктомий после реконструктивных операций на магистральных артериях нижних конечностей на основе изучения особенностей периферической гемодинамики.

Внедрение в клиническую практику дупплексного сканирования с цветовым допплеровским картированием потока позволило неинвазивно изучить целый ряд гемодинамических параметров магистрального и коллатерального кровообращения, что дает информацию о поражении аорты и магистральных артерий (Г.И. Кунцевич с соавт., 1999; А.В. Покровский, 2004; R.B. Merrit Christopher, 1992). Высокая диагностическая точность данного метода конкурирует с рентгеноконтрастной ангиографией (Е.Г. Артюхина с соавт., 1999; С.А. Давдвани с соавт. 1999; Г.И. Кунцевич с соавт., 1999; Koelemay M.J. et al., 1996). Ю.А. Бельков с соавт. (2001) при помощи цветовой дупплекс-сонографии разработал критерии, позволившие объективно оценить характер нарушения кровообращения при окклюзионно-стенотических поражениях аорто-бедренной зоны, и без дополнительного проведения традиционной ангиографии в 82% наблюдений определить тактику оперативного вмешательства. Это не отразилось в последующем на результатах хирургического лечения. При этом критериями КИНК были - монофазная кривая с медленным систолическим подъемом, пологим диастолическим спуском, (индекс резистивности) RI<0,05, (пульсационный индекс) P<0,2, ЛПИ<0,5. Диагностическая значимость критериев при критической ишемии составила 96,3%, чувствительность 96,4%, специфичность 96,3%. По данным Ю.Э. Восканяна (2001) чувствительность и специфичность дупплексного сканирования для аорты, подвздошных и бедренных артерий выше 90%. Для артерий голени специфичность снижается до 50,0-73,0% при чувствительности 88,9-97,1%. Таким образом, цветовое дупплексное сканирование является высокоинформативным неинвазивным методом, позволяющим выявить основные закономерности изменений магистрального, коллатерального и периферического кровообращения при окклюзионно-стенотических поражениях аорто-бедренной зоны, определить степень нарушения регионарной гемодинамики у больных с КИНК и выбрать тактику их лечения без ангиографического исследования.

Ангиографический же метод исследования в значительной степени обеспечил бурное развитие сосудистой хирургии и на протяжении десятилетий оставался основным методом топической диагностики (В.Е. Синицын с соавт., 2001). Являясь «золотым стандартом» в диагностике сосудистых поражений, этот метод во многом определяет тактику хирургических вмешательств в сосудистой хирургии, в том числе для определения оптимального уровня ампутации конечности при её гангрене. Процент осложнений после ангиографии колеблется, по данным ряда авторов, от 0 до 14% (G.A.W. Gooding, 1972; B.A. Kottke et al., 1994).

Несмотря на свою информативность, все эти методы не дают сведений о кровотоке на уровне капилляров, тогда как судьбу пораженных конечностей при облитерирующих заболеваниях артерий определяет интенсивность тканевого кровотока и состояние тканевого метаболизма. Капилляроскопия - простой и доступный метод исследования микроциркуляции, широко применявшийся А.А. Вишневским с соавт. (1972), однако с её помощью нельзя количественно определить нарушения микроциркуляции, характер и уровень окклюзионного процесса.

В настоящее время относительно новой диагностической методикой является изучение тканевого кровотока с помощью лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) (А.В. Покровский с соавт., 1994; Ю.И. Казаков с соавт., 1997). Г.С. Кротовский с соавт. (2000) провели дифференциальную диагностику критической и субкритической стадий ишемии нижних конечностей путем изучения параметров микроциркуляции методом ЛДФ на фоне хронического окклюзионного заболевания артерий. Они пришли к заключению, что метод ЛДФ при использовании различных функциональных тестов (тест реактивной постокклюзионной гиперемии, проба Вальсальвы, позиционная проба, проба с препаратом вазапростан) позволяет выявить и объективизировать различную степень реактивности микроциркуляторного русла у больных с критической и субкритической стадиями ишемии конечности.

К другому методу, позволяющему количественно определить нарушения в системе микроциркуляции, относится метод чрезкожного определения напряжения кислорода на стопе и голени (TcPO2), который позволяет объективизировать клиническую стадию заболевания и выделить группу больных с КИНК. Еще Tonnesen, впервые в 1978 году, установил, что при заболеваниях периферических артерий нижних конечностей отмечается значительное снижение TcPO2 по сравнению с PO2 артериальной крови (M. Štalc et al., 2002). А.В. Покровский (2004) считает, что если до операции консервативным лечением не удастся поднять TcPO2 выше 10 мм рт.ст., то прогноз реконструктивной операции плохой. В Российском консенсусе по диагностике и лечению пациентов с критической ишемией нижних конечностей (2002) дан краевой показатель TcPO2 при КИНК, который равен: TcPO2 £ 40 мм рт. ст.

Исходя из всего этого, следует что для определения возможности выполнения артериальной реконструкции у больных с КИНК необходимо комплексное обследование, включающее общеклинические и лабораторные исследования, определение микроциркуляции (ЛДФ, ТсРО2), ультразвуковые методы исследования брюшной аорты и артерий нижних конечностей (УЗДГ, УДС), выполнение аортоартериографии нижних конечностей.

Применение данного алгоритма обследования позволяет у большинства (до 90%) больных с КИНК выявить условия для её хирургической коррекции. Конечным этапом диагностики является прямая интраоперационная ревизия артерий, позволяющая у 8,0% считавшихся неоперабельными больных выявить условия для реконструкции и сохранить конечность (Ю.В. Тарасов, 2001).